Успех в инфобизнесе до сих пор воспринимается скептически: многие считают, что если услуга не имеет материального выражения, то ее ценность стремится к нулю, ведь «все и так можно найти в интернете». Однако «Про бизнес» решил выяснить, что на самом деле стоит за инфопродуктами, и поговорил с популярной белорусской трэвел-блогеркой и автором проекта « Собирай рюкзак » Мариной Зюликовой, которая уже больше 2 лет оказывает консультации по планированию поездок, составлению маршрутов и визовым вопросам. Узнали у девушки, почему она выбрала такой путь, сколько шла к первой монетизации, что может помочь конвертировать популярность в продажи и как хейтеры на самом деле помогают вашему продвижению.
— Не могу сказать, что в детстве я мечтала стать блогером, но необычное увлечение тогда точно было. Я училась в музыкальной школе в классе фортепиано, а еще занималась хореографией. Играть на фортепиано было не очень интересно, а вот гитара — совсем другое дело. Когда научилась играть на ней, вместе с подружками основала собственную рок-группу. Дело в том, что тогда в Барани (городок в Оршанском районе, — прим. «Про бизнес» ) работал настоящий рок-клуб, где взрослые мужики реально увлекались этим делом. Нам было очень любопытно, и мы хотели найти там кого-нибудь, кто смог бы нас научить.
Но в Неаполе мы нашли себе приключения. Все в дело том, что этот город — криминальная столица страны, о чем мы, конечно же, не догадывались. Буквально на каждом шагу нам говорили: «Следите за вещами. Вырвать сумку у туриста средь белого дня — это обычное дело здесь». Наш автобусный рейс в Рим был ранним утром, поэтому нам ничего не оставалось кроме ночных прогулок по городу. Мы отошли буквально на один квартал от вокзала с полицией и тут внезапно появляются молодые люди, которые точно могли устроить нам неприятности. Мы хватаем рюкзаки и бежим в сторону вокзала, а они — за нами! Благо, что вокзал был рядом, поэтому там нас догонять уже не стали, но зато мне точно удалось прочувствовать сполна всю прелесть атмосферы в Неаполе.
Через несколько месяцев после окончания университета я пришла на работу в digital-агентство на роль менеджера по работе с клиентами. Чтобы давать им понятные объяснения, стала погружаться в SEO-продвижение и прокачалась в этом настолько, что скоро сама начала оптимизировать сайты знакомым. Через некоторое время собственник продал компанию, поэтому мы вместе с будущим мужем, с которым я познакомилась там же, решили работать на себя. По сути, это решение одного дня, которое сильно изменило нашу жизнь. Для своего бизнеса мы даже не сделали сайт, но клиенты все равно приходили по «сарафанке», в том числе с прошлой работы.
Чтобы продвинуться в Instagram, я воспользовалась услугами сервиса по массфоловингу (массовая подписка на аккаунты пользователей с целью получения от них взаимных подписок, — прим. «Про бизнес» ). Тогда за это еще не банили. Очень скоро у меня набрались первые 5 тысяч подписчиков, хотя контент тоже сыграл свою роль. О блоге, кроме будущего мужа, я никому не говорила. Он, кстати, меня поддерживал и говорил: «Давай, давай, надо пробовать». Хотя со временем у нас стали возникать конфликты на фоне того, что я слишком много времени провожу в телефоне. Иногда до сих пор проскакивают ироничные шутки: «Ну что? Ты еще в своем инстаграме?».
Кстати, запросы у подписчиков из Instagram и Telegram достаточно разные. Во-первых, есть люди, которым просто интересно читать и таким образом получать информацию. Во-вторых, преимущество Telegram в том, что любой канал можно превратить в архив полезной базы знаний, где любой подписчик может найти нужную тему через поиск по каналу. Еще там можно все сохранить, но главное — нет информационного шума, как в Instagram с его рилсами и рекомендациями. В период пандемии Telegram как раз и стал путеводителем в мире ковидных ограничений, поэтому мы так сильно и выросли. В тот период я могла не спать до 3 часов ночи, потому что нужно было постоянно мониторить источники и обновлять информацию. Сейчас я веду канал вместе с помощником, потому что одной все это делать нереально.